Иголки в яйцах

Иголки в яйцах

Кощей

Иван Билибин: Кощей Бессмертный
пленник Марьи Моревны, а затем её похититель
Мифология Славянская
Пол мужской
Связанные персонажи Марья Моревна, Иван-царевич, Баба-Яга
Связанные понятия Кощеево царство
Атрибуты Жезл
Упоминания русские народные сказки «Марья Моревна»; «Царевна-лягушка»; былина «Садков корабль стал на море», «Иван Годинович»
Медиафайлы на Викискладе

Коще́й Бессме́ртный, Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий» [1] ) — персонаж восточнославянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). Злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах: «На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — игла, — смерть Кощея» [2] .

Царь, колдун, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика либо живого скелета, у А. С. Пушкина представляется скаредным и скупым («там царь Кащей над златом чахнет»).

Помимо русских народных сказок, упоминается в чешской сказке «Меднобородый» и в польской «Пять овечек», где именуется Кощеем Меднобородым и открыто зовётся владыкой подземного царства, вылезает из водной сферы и имеет медную бороду [3] .

Согласно данным некоторых исследователей, персонаж по имени Кащей прослеживается в русских сказках только с XVIII века, до этого, как полагают те же исследователи, соответствующий персонаж носил имя Карачун [4] .

Содержание

Образ Кощея [ править | править код ]

В русских народных сказках появляется в трёх основных обличьях: царя и колдуна со сверхъестественной силой, на коне или без, похищающим красавиц; в сказке «Иван Быкович» он упоминается как отец Чуд-юд, муж змеихи-ведьмы и лежит на железной кровати с закрытыми веками, которые ему поднимают двенадцать могучих богатырей. И третий, в ряде сказок («Зорька, Вечорка и Полуночка», «Медведко, Горыня, Дубыня и Усыня») предстаёт в виде старика «сам с ноготь, борода с локоть», имеющим бич в семь сажен и живущим в избушке на курьих ножках, и хозяином Подземного царства; наконец, в одном из вариантов «Ивана Сосновича» он предстаёт сначала в третьем выше описанном облике, а затем и в первом. В народных сказках его антагонист — Иван-царевич.

Сила Кощея [ править | править код ]

Вода придаёт Кощею сверхъестественную силу — выпив три ведра, принесённые ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает двенадцать цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны [5] .

Кощей является весьма могущественным чародеем:

  • в сказке «Иван Соснович» превращает в камень целое царство;
  • в сказке «Елена Прекрасная» превращает Ивана Царевича в орех;
  • в сказке «Царевна-Змея» превращает царевну в змею;
  • в сказке «Царевна-лягушка» наказывает царевну, надевая на неё лягушачью кожу.

Сам Кощей имеет обыкновение превращаться в ворона [6] .

Кощей не может быть побеждён подобно прочим врагам, а только путём выполнения определённых манипуляций:

Читайте также:  Боль в левом бедре отдающая в ногу
…нелегко с Кощеем сладить: смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт.

«Царевна-лягушка»

В сказке о Марье Моревне главную роль в поражении Кощея играет волшебный конь:

Иван откормил жеребёнка на зелёных лугах, и вырос из него славный конь. Поехал он на коне за Марьей и снова её от Кощея увёз. Кощей попробовал было за ними угнаться, но теперь у Ивана конь был даже ещё лучше Кощеева коня. Долго ли, коротко ли, нагнал Кощей беглецов и хотел разрубить Ивана саблей, но Иванов конь ударил Кощея и размозжил ему голову. Иван развёл огонь и сжёг Кощея на костре, а пепел его пустил по ветру. [5]

В другом варианте этой сказки Иван не сжигает труп Кощея, а добивает его палицей после того, как его лягнул богатырский конь [7] .

Во многих сказках упоминается, что Кощей является пленником, триста лет пробывшим в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованным цепями.

Происхождение слова «кощей» [ править | править код ]

В словаре В. И. Даля имя Кащей производится от глагола «кастить» — вредить, пакостить: «вероятно от слова кастить, но переделано в кощей, от кости, означая измождённого непомерно худобою человека» [8] .

По Фасмеру, два значения слова «кощей» имеют разную этимологию [9] :

  • «худой, тощий человек, ходячий скелет» или «скряга» — происхождение от слова «кость».
  • древнерусское «отрок, мальчик, пленник, раб» от тюркскогоkоšči «невольник», в свою очередь от kоš «лагерь, стоянка».

В значении «пленника, раба» термин употребляется в Слове о полку Игореве: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево». При этом в летописи утверждается, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы) [10] . В значении воина из обоза, синоним седельника, термин кощей фигурирует в Ипатьевской летописи [11] . Краткий этимологический словарь русского языка (Шанский и др.) отмечает, что древнерусское слово кощей в значении «раб, пленник», которое было заимствовано из тюркского языка, этимологически ничего общего с «бессмертным кощеем» не имеет [1] .

Кроме того, имя Кощей (также Кошькей, с диалектным новгородским чтением —щ— как —шьк-) встречается как личное имя. Наиболее часто это имя встречается в берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка [12] .

Худой, тощий человек [ править | править код ]

Кощей, как имя героя сказки и как обозначение тощего человека, Макс Фасмер в своём словаре считает исконно славянским словом (омонимом) и связывает со словом кость (общеславянское *kostь) [9] , то есть это адъективная форма koštьі (отымённое прилагательное в именительном падеже единственного числа), склонявшаяся по типу «божий».

Читайте также:  Витамины для бодибилдеров в аптеке

Слово «кощей» на других славянских языках переводится как «кожа, шея, кости». Так, на сербском «кощей» — «кость и кожа» или «шея», на словенском и польском — «шея» (словен. kitami , польск. chudzielec ).

Погибель [ править | править код ]

В сказках говорится, что он «бессмертный», однако у Кощея есть смерть, хоть она и спрятана.

По одной из версий, смерть его находится на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц спрятан в ларце, ларец висит в цепях на дубу, который растёт на чёрной горе или на далёком острове Буяне.

Враги [ править | править код ]

  • В ряде сказок врагом Кощея выступает Баба-Яга, которая сообщает Ивану-царевичу информацию о том, как его убить, однако иногда они заодно.
  • Также врагами Кощея являются богатыри Дубыня, Горыня, Усыня из сказки «Иван Соснович». Двоих из них Кощей убивает, а третьего смертельно ранит. В этой сказке Кощей (Кащей) погибает от рук Ивана.

Параллель с библейским сюжетом [ править | править код ]

Джеймс Джордж Фрезер в книге «Фольклор в Ветхом Завете» отмечает сходство сюжета о Кощее с библейским сюжетом о Самсоне, с переменой ролей злодея и жертвы [13] . Самсон во многом напоминает Кощея:

  • Он исполняет функции народного вождя, являясь судьёй Израиля.
  • Он обладает чудесной силой (заключённой в его волосах).
  • Его нельзя победить обычным образом — аналогично спрятанной смерти Кощея.
  • Он берёт себе жён из другого народа (В Библии не сказано, что он их похищает, но, в любом случае, его браки идут вразрез с установленными обычаями и приводят к трагедиям).
  • Жена Самсона выпытывает секрет его силы и помогает его победить (в ряде сказок Кощей открывает секрет своей смерти похищенной им женщине).
  • Самсон, как и Кощей, попадает в плен и освобождается благодаря чудодейственной силе (эпизоды с ослиной челюстью, с воротами Газы и героическая гибель).

Как указывает Фрезер, если бы существовала филистимская версия рассказа о Самсоне и Далиле, то Самсон предстал бы в ней в качестве разбойника, а Далила оказалась бы невинной жертвой его насилия, сумевшей победить его, благодаря своему мужеству и находчивости — и таким образом почти все элементы сюжета о Кощее встали бы на свои места.

Помнишь детскую сказку про Кащея?
Посреди океана остров, на нем дуб, под дубом – сундук (или на дубе на цепи ларец – не важно), в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, а в яйце – игла, смерть Кащеева.
Да только это не сказка вовсе. У каждого из нас есть свой остров, свой заповедный остров. На нем есть дуб – это наша жизнь, наша память, наша история. И есть сундук – уголок нашей сущности, где спрятано самое сокровенное. Там наш заяц – наши страхи, там наша утка – наши мечты. И золотое яйцо – наше настоящее Я. А в нем укрыта игла – наш стержень, стержень всей нашей сущности, нашей жизни. Сломают его – и нас не станет. Физически, быть может, мы еще будем – как тени, как призраки с потухшими глазами.
Никого не пускай на свой остров. Они срубят твой дуб, загонят зайца и зажарят утку. Доберутся до яйца и сломают твою суть. И тебя не станет – останется лишь тень.
Я видел твой остров. Я проплывал мимо. Я мог высадится на него, достать сундук, изучить зайца и утку и понять, какая ты на самом деле. Но я не стал. Ведь это – заповедная зона. Там не место даже лучшим друзьям. Охраняй свой остров как зеницу ока!
И не удивляйся, прошу, что я так тщательно охраняю свой! Ты хочешь меня изменить, пусть даже ради моего блага, но я-то знаю, чем это грозит моему заповедному уголку. Прости, но я не допущу, чтобы кто-либо перекраивал мой остров по своим планам и схемам, ведь тогда я перестану существовать как личность и стану лишь тенью. Пусть даже и твоей.

Читайте также:  Как быстро пройдет синяк на глазу

"Что в яйце важнее всего: желток, белок или скорлупа?"
Наверное, неразрешимый вопрос. "Подумать только! Оторвать от единого целого жизненно важный кусок!"
Стойте-стойте. Никто не собирается ничего отрывать, и выделять наиважнейшее, так как в этой системе важно все. Однако, это вопрос философский.
Сколько же споров он вызвал. Самое ненормальное, я считаю, то, что люди стараются навязать своё мнение остальным.
Я подошла к этому вопросу с другой стороны. По ответу можно понять, что за человек сидит по ту сторону экрана.

Если вы ответили "скорлупа", тогда вы холерик или сангвиник. Оболочка, защита — самое важное для вас. Вы эмоциональны, быстры. Иногда вас бывает слишком много. Собственно, как показывает практика, огромное количество людей относятся именно к этой группе.

Если вы выбрали "белок", тогда вы флегматик — середина. Ленивы, спокойны, тихи, умиротворенны. Таких людей сейчас очень мало.

Если же вы выбрали "желток", тогда вы относитесь к меланхоликам (ранимы, чувствительны, эмоциональны, устойчивы). Для вас важно то, что связано с вашей жизнью, с близкими и душой.
Это просто мои психологические исследования. Мои мысли, причем проверенные))

"Игла в яйце. Яйцо в утке. Утка в зайце. Заяц в сундуке. Сундук в цепях на дубу висит. ". Мой выбор — желток — жизнь. И не нужны мне ваши доказательства и споры. Каждый имеет право на свое личное мнение, которое не должен навязывать остальным.

Ссылка на основную публикацию
И в восхитительных штанах кто поет
Начало 2016 года ознаменовалось весьма интересным событием в мире отечественного шоу-бизнеса: в январе в Сети вышел скандальный музыкальный клип, который...
Защемление нерва грудного отдела
Защемление нерва в грудном отделе сопровождается пронизывающей, стреляющей болью по ходу одного или нескольких ребер. Такое состояние называется торакалгией, или...
Звезды wwe девушки
Ведущая компания, организующая рестлерские шоу (WWE), запустила в 2008 году WWE Divas Championship – вариант рестлерских боев с симпатичными девушками....
Ибра таблетки для суставов
Торговое название препарата: Ибра (Ibra) Найти где купить Действующие вещества: Comb.drug (glucosamine sulfat*, chondroitine sulfate*, ascorbic acid, marganes*, metilsulfonilmetan*, boswellia...
Adblock detector